кинотеатры | новости кинотеатров |

Ретроспектива Стэнли Кубрика

15:48:37, 31 марта 2014

Ретроспектива Стэнли Кубрика

24–27 апреля 2014 года
Кинотеатр «Аврора»

Стэнли Кубрик не только никогда не приезжал в Россию, но и принципиально не давал сюда своих фильмов, продюсером которых стал еще в 1960-е годы. Единственный достигший проката — «Спартак» — был уличен советскими критиками в том, что за ним видны «ослиные уши Голливуда». «Космическая Одиссея» стала сенсацией одного из Московских фестивалей. В связи с новой экранизацией «Лолиты» взоры киноманов обратились к старой. Но Кубрик, ключевая фигура второй половины века, по существу прошел мимо нас.
— Андрей Плахов.

Пятнадцать лет назад, в марте 1999 года, в своем поместье в британском имении Чилдвик Бэрри, через четыре дня после окончания работы над монтажом своего последнего фильма, скончался Стэнли Кубрик, один из самых загадочных и одаренных авторов в истории мирового кино.

У него не было ни одного режиссерского «Оскара». Но его картины опережали свое время и до сих порождают яростные дискуссии.

Был ли Кубрик — человек из плоти и крови, снимавший свои кадры в определенное время и в определенном месте? Не воплощение ли это фобий кинематографического сообщества, не страшная ли сказка, которую продюсеры рассказывают на ночь режиссерам, актеры — массовке, а операторы — ассистентам? Его творчество Серж Даней приводил как пример абсолютной выключенности художника из контекста: он крайне редко выходил из дома, а на фестивали, наперебой вручавшие ему призы «за выдающийся вклад в развитие кино», часто посылал вместо себя малознакомых людей, так как, живя на острове, смертельно боялся самолетов. Он вообще боялся почти всего (куда там Альфреду Хичкоку и Ларсу фон Триеру), и кличка «параноик» приклеилась к нему намертво. На самом деле он боялся лишь «одного» — всего мира в целом, бытия как такового. Ибо во всех уголках мира он, широко закрытыми глазами провидца, видел Тайну, этим миром управляющую, — черный монолит, непроницаемый и вездесущий, перед которым человечество замирало на заре истории и перед которым навеки замрет на закате.— Алексей Гусев, «Сеанс».

С 24 по 27 апреля 2014 года в кинотеатре «Аврора» (Санкт-Петербург) мы покажем на большом экране пять авторских шедевров Кубрика. Пять фильмов, создание которых он контролировал самостоятельно от начала и до конца.

Специальный гость фестиваля — Ян Харлан, продюсер четырех последних фильмов Стэнли Кубрика. Ян Харлан приедет в Санкт-Петербург, чтобы лично представить картины и пообщаться с российскими зрителями.

ФИЛЬМЫ

2001: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey. Авторы сценария: Артур Кларк, Стэнли Кубрик; режиссер: Стэнли Кубрик; оператор: Джеффри Ансуорт; в ролях: Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Риктер, Дуглас Рэйн; продюсер: Стэнли Кубрик. Производство: Metro-Goldwyn-Mayer, 1968 год; продолжительность: 160 минут.
22 апреля 1964 года в Нью-Йорке встретились два больших автора на букву «к». Артур Кларк и Стэнли Кубрик. Кубрик хотел сделать фильм об отношении человека и Вселенной, а Кларк (как он сам выразился) был намерен «создать произведение искусства, которое вызовет удивление, трепет… и даже, если это уместно, ужас». Кларк предложил Кубрику шесть своих рассказов, и в мае Кубрик выбрал один из них — The Sentinel. В следующие два года Кларк и Кубрик рассказ превратили в роман, а затем в сценарий для фильма.
Здесь все впервые: первый мятеж компьютера, отрубающего космонавтов от систем жизнеобеспечения; первый психоделический трип в туннеле из звуков и красок; первое слияние пространства и времени, в точке которого астронавт встретит себя нерожденного и себя же, испускающего последний вздох. Вселенная Кубрика живет по законам ницшеанской музыки Рихарда Штрауса: корабль Discovery с безмерно одиноким и безмерно сильным астронавтом кружится в галактическом танце помимо своей воли, как кружатся звезды и планеты. И точно так же подчиняется уверенной режиссерской воле зритель, совершающий космический вояж, из которого он если и вернется, то превращенным — то ли в сверхчеловека, то ли убитый, но воскресший, как подобает богам, компьютер.
— Михаил Трофименков, «Афиша».
По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков — и во всей истории мирового кино.

Цельнометаллическая оболочка
Full Metal Jacket. Авторы сценария: Стэнли Кубрик, Майкл Херр, Густав Хэсфорд; режиссер: Стэнли Кубрик; оператор: Дуглас Милсом; в ролях: Мэттью Модайн, Р. Ли Эрми, Винсент Д’Онофрио, Адам Болдуин, Дориан Хэрвуд; продюсер: Стэнли Кубрик. Производство: Warner Bros. Pictures, 1987 год; хронометраж: 116 минут.
Как и большинство фильмов Стэнли Кубрика, «Цельнометаллическая оболочка» — это экранизация. Лента снята по роману Густава Хэсфорда «Срочники». Книга вызвала общественный резонанс в момент публикации — еще в 1979-м, то есть примерно тогда же, когда появились и первые фильмы, посвященные изнанке конфликта во Вьетнаме, ставшие вехой и в истории всего антивоенного кинематографа.
Каждый новый фильм Кубрика был сделан в новом жанре и становился эталонным этого жанра образцом. В «Цельнометаллической оболочке» Кубрик вернулся к военному жанру, уйдя от безусловного пацифизма своих «Путей славы» (1957) и вступив в спор со всеми существующими трактовками «вьетнамской» темы. Вьетнамский ад оказывается для героя фильма, юноши-пацифиста, прошедшего школу унижений в «учебке» и работающего военным журналистом, не исторической трагедией, а испытанием его собственного индивидуализма… В «Цельнометаллической оболочке» Кубрик смотрит на войну глазами своего героя: теперь это опыт, расширяющий границы знания о том, на что способен человек.
— Михаил Трофименков, «Сеанс».

Сияние
The Shining. Авторы сценария: Диана Джонсон, Стэнли Кубрик; режиссер: Стэнли Кубрик; оператор: Джон Олкотт; в ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмен Крозерс; продюсер: Стэнли Кубрик. Производство: Warner Bros. Pictures, 1980 год; продолжительность: 144 минуты.
Один из нечастых фильмов ужасов, страх от которого не сглаживается от повторных просмотров. Каждый визит в «Оверлук» происходит как в первый и последний раз. И никто еще не выходил живым из этих коридоров. В первую очередь — сам Стивен Кинг, автор книги-первоисточника. Сработав идеальную экранизацию, Кубрик вывернул кинговские идеи наизнанку, ненавязчиво сместив акценты. В романе «Оверлук» был типичным замком с привидениями. У Кубрика же все безумие идет изнутри, набухает в бездонных блюдцах николсоновских зрачков.
— Станислав Ф. Ростоцкий, «Афиша».
«Сияние» регулярно фигурирует в списках наиболее значимых и высокохудожественных фильмов жанра, а также в списке лучших фильмов по версии IMDb. Согласно опросу маститого киноведческого британского журнала Sight & Sound, проведенного среди кинокритиков и режиссеров, «Сияние» признано одной из величайших картин в истории.
Американская версия фильма серьезно отличается от европейской версии картины, которую Кубрик монтировал позднее, учитывая опыт прокат в США. Для Европы фильм серьезно сократили, и именно в этой версии он традиционно издавался на различных носителях.
В рамках ретроспективы будет показана полная «американская» версия картины никогда не демонстрировавшаяся в России.

Заводной апельсин
A Clockwork Orange. Автор сценария и режиссер: Стэнли Кубрик; оператор: Джон Олкотт; в ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк, Годфри Куигли; продюсер: Стэнли Кубрик. Производство: Warner Bros. Pictures, 1971 год; продолжительность: 136 минут.
В 1971 году появился фильм, в котором была радикально пересмотрена концепция современного человека. Этот фильм «Заводной апельсин». Постепенно, как бы ступенчато, вводит Стэнли Кубрик в жутковатый мир близкого будущего. От глаз, от сути человека к миру, определенному этими глазами, этой сутью. Ибо в этой картине не человек «совокупность общественных отношений», а мир, общество — производное от сути человека. Сути, которую нельзя изменить, не разрушив саму личность.
— Юрий Ханютин, «Реальность фантастического изображения».
«Заводной апельсин» стал самым кассовым фильмом Стэнли Кубрика. При бюджете в 2 000 000 долларов общая сумма сборов за 10 лет проката фильма (с 1972 по 1982 год) составила 40 000 000. Несмотря на коммерческий успех, содержание «Заводного апельсина» не устроило ни правых (консервативную часть аудитории), ни левых (либеральных зрителей).
Кубрик не сразу решился на экранизацию романа Берджесса, и права на книгу достались юристу Саю Литвинофф, мечтавшему, чтобы в фильме снялись The Rolling Stones, причем Алекса сыграл бы Мик Джаггер, большой ценитель романа. Сценарий был заказан Берджессу, но проект не состоялся. Позже экранизировать роман намеревался итальянский режиссер Тинто Брасс, мечтавший перенести на экран множество эротических сцен из книги. Также за «Апельсин» брался и Энди Уорхол, выпустивший в 1965 свой экспериментальный «Винил».
Желая оживить свой роман, Берджесс насыщает его жаргонными словами из так называемого nadsat, жаргона, созданного писателем во время пребывания в Ленинграде на базе русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состояла в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. Владимир Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребляемые слова — malchick, litso, chai и т. д.
Сняв «Заводной апельсин», Кубрик запретил выпускать его в британский прокат до своей смерти, чтобы самому не стать жертвой молодежных разборок (после премьеры картины режиссеру стали приходить угрозы).

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb. Авторы сценария: Питер Джордж, Стэнли Кубрик, Терри Саузерн; режиссер: Стэнли Кубрик; оператор: Гилберт Тейлор; в ролях: Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Стерлинг Хейден, Слим Пикенс, Питер Булл; продюсер: Стэнли Кубрик. Производство: Columbia Pictures, 1964 год; продолжительность: 93 минуты.
Последняя черно-белая картина Стэнли Кубрика. Фильм называют лучшей сатирической лентой всех времен. В «Докторе Стрейнджлаве» соединились два маниакальных гения: Стэнли Кубрик и Питер Селлерс. Несмотря на собственный перфекционизм и любовь к многочисленным дублям, Кубрик оценил феноменальный талант комика. Чтобы запечатлевать импровизации актера, исполнившего в этом фильме сразу три важнейшие роли, Кубрик даже начал снимал на две камеры.
«Стрейнджлав» лидировал в американском прокате 17 недель подряд.
Судьбами мира вертят клоуны-параноики с говорящими фамилиями: генерал Потрошитель, полковник Гуано, майор Кинг-Конг. Выживание человечества зависит от расстройства их желудка или страха импотенции. И русские, и янки — жизнерадостные смертоносные идиоты, которые приводят в экстаз доктора Стрейнджлава, старого нациста, воплощенную мечту Кубрика о человеке-машине. Самое смешное, что Кубрик готовился снимать серьезный фильм, но по ходу дела решил, что человечество его не заслуживает.
— Михаил Трофименков, «Афиша».

СПЕЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Встреча с продюсером Яном Харланом
Также в рамках ретроспективы будет представлен документальный фильм о самом режиссере — «Стэнли Кубрик: жизнь в кино» (Stanley Kubrick: A Life in Pictures, 2001), который был снят многолетним соратником Стэнли Кубрика Яном Харланом.
Ян Харлан был исполнительным продюсером четырёх последних фильмов Кубрика: «Барри Линдон» (1975), «Сияние» (1980), «Цельнометаллическая оболочка» (1987) и «С широко закрытыми глазами» (1999). Он также выступил помощником продюсера фильма «Заводной апельсин» (1971) и исполнительным продюсером фильма Стивена Спилберга «Искусственный разум» (2001), который был основан на идее Кубрика.

РАСПИСАНИЕ
24 апреля  19:00 2001: Космическая одиссея (Аврора)
25 апреля  14:30 Лекция продюсера Яна Харлана (СПбГУКИТ)
                   19:00 Цельнометаллическая оболочка (Аврора)
26 апреля   13:00 Встреча с продюсером Яном Харланом и показ фильма «Стэнли Кубрик: жизнь в кино» (Порядок слов)
                    17:00 Сияние (Аврора)
27 апреля  17:00 Заводной апельсин (Аврора)
                    19:30 Доктор Стрейнджлав (Аврора)

Все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами. Стоимость билетов на показы в кинотеатре «Аврора»: 300 рублей. Стоимость абонемента на все фильмы: 1 250 рублей. Для лиц старше 16 лет.



Все новости кинотеатров   Ретроспектива Стэнли Кубрика

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100